Ранним пасмурным утром наш поезд прибыл в Чженчжоу, где нас встречал другой Леня, гид по Лояну. В отличие от нахрапистого и делового пекинского Лени лоянский Леня был трогательно застенчив и деликатен, совершенно не умел ничего «впаривать» и рекламировать, а по-русски говорил еще невнятней пекинского.
Под накрапывающим дождем мы дошли до автобуса, где познакомились с еще одним гидом – маленькой хрупкой девушкой Лилей, которая с этого момента сопровождала нашу группу до конца тура. Лиля прилетела незадолго до нас из Шанхая, и была в дальнейшем экскурсоводом по Шанхаю, а в Лояне и Сиане помогала местным гидам. Лиля заговорила, и я – о, радость! - наконец-то услышала вразумительную, понятную русскую речь. И вообще от нее остались приятные воспоминания, за исключением некоторых моментов.
Чженчжоу – большой промышленный город. Как и в Пекине, здесь – большие распахнутые улицы, высокие дома, спешащие на работу люди. Впервые я в качестве массового транспорта на улицах увидела велосипеды - в других городах, нами посещенных, велосипедисты встречались значительно реже. А я-то читала, что все китайцы поголовно ездят на велосипедах и это основной транспорт страны.
Из Чженчжоу мы направились в монастырь Шаолинь, находящийся в 60 км отсюда. По дороге был завтрак в огромном пустынном отеле.
Монастырь Шаолинь
Монастырь Шаолинь расположен на склоне священной горы Шаоши. Это уединенное, поразительной красоты место издавна было облюбовано – сначала монахами даосскими, потом буддийскими. В конце 5-го века из Индии в Китай приехал великий Бодхидхарма, или Дамо, индийский монах, проповедовавший буддизм. На долгие годы он обосновался в монастыре Шаолинь, здесь он в течение 9 лет медитировал в пещере, пока не достиг просветления. Во время неподвижного сидения и медитаций у него отрафировались мышцы до такой степени, что он не мог самостоятельно встать. Тогда Бодхидхарма разработал систему упражнений, вернувшую телу силу и ловкость. Этот комплекс упражнений получил название «цигун Дамо».Наложение буддизма на философию даосизма дало оригинальное учение чань-буддизм. Из Шаолиня оно распространилось по всему Китаю.
Боевые искусства в монастыре стали усиленно развиваться в 7-м веке, когда монахи Шаолиня помогли императору удержаться на престоле, и он в благодарность разрешил в стенах монастыря иметь собственное войско, составленное из монахов.
В 1928 году монастырь сильно пострадал от пожара и был восстановлен только в 80-х гг. прошлого века. Собственных учителей уже не осталось, для восстановления традиций приглашали мастеров ушу из других школ.
Фильм «Храм Шаолинь» стал удачной пиар-акцией и пробудил огромный интерес к этому уголку Земли.
Сейчас Шаолинь – место настолько популярное, что стены монастыря не в состоянии принять всех желающих обучаться боевым искусствам. Поэтому в округе и в ближайшем городе Дэнфен образованы многочисленные школы боевых искусств, где теперь в основном и размещаются ученики.
Дождик только-только кончился к нашему приезду, но над горами висели тучи, и окрестные склоны тонули в тумане. Погода была совершенно дзенская, «правильная», какая и должна быть в строгом уединенном месте, предназначенном для полного отрешения и медитаций.
А внутри меня вдруг зазвучало гребневское «Иван Бодхидхарма движется с юга на крыльях весны…» и, несмотря на наступательный и победительный драйв песни, почему-то она гармонично сочеталась с этими туманными тягучими склонами, как-то они цеплялись друг за друга.
Домики перед монастырем
Результат обучения нам продемонстрировали в специальном зале-полусфере с квадратной сценой посредине. Представление было бесплатным, длилось где-то полчаса, выступали и старшие ученики, и совсем юные. Малыши демонстрировали феноменальную гибкость, словно их руки-ноги были тряпичными - они запросто укладывали их в самых неестественных положениях. Старшие прыгали, скакали, вертели деревянными палками, протыкали иголками стекло, били лбом кирпичи, животами ложились на пики. Заснять их скачки и кульбиты было невозможно.
Ученик пронзил иголкой стекло и проколол шарик за стеклом.
Представление закончилось, и мы по дорожке вдоль реки отправились дальше.
Затейливые шаолиньские лавочки
Монастырь расположен на склоне холма, так что каждый следующий павильон стоит выше предыдущего. Перед верхним павильоном стоит скульптура Дамо.
Следы ударов пальцев
Бодхидхарма с Буддой и многочисленные посетители
Наглядные пособия
Бодхидхарма, или Дамо
А это памятник какому-то чрезвычайно заслуженному монаху: и стелла оригинальной формы, и плита с описанием заслуг.
Где еще увидишь такой орнамент у надгробия!
Сад камней
Священная гора Суншань
После Леса Пагод наш добрый, но невнятный Леня предложил подняться в горы на фуникулере. Над ущельем висел туман, и большая часть группы отказалась, предполагая, что наверху находится смотровая площадка, с которой надлежит любоваться окрестными красотами, а в таком тумане это занятие не имеет смысла.Отправились наверх вшестером. На соседнюю гору вела кресельная дорога, каждое кресло - под ярким зонтиком. Мы же поднимались в закрытой кабинке. Трос тянулся над горами и исчезал в туманной дали.
Под нами поплыли охристые кроны деревьев и серые скалы. Внизу среди деревьев тянулась асфальтовая дорожка.
Перевалили за перегиб, и оказались в «облаке», а охра сменилась сединой – и скалы, и деревья были покрыты инеем. Мы как зачарованные смотрели на проплывающие мимо нас пейзажи. Даже если бы наша поездка ограничилась только этими видами, мы бы о ней не пожалели. Но главная красота была впереди!
Мы вышли из кабинки и оказались на площадке, среди заиндевевших деревьев. Как странно смотрелся покрытый инеем бамбук!
По этой дорожке можно подняться снизу без фуникулера
Вниз мягкими бархатными складками уходило лесистое ущелье с серебристой ниткой реки посередине. Наша тропа уже шла по каменному склону. В нужных местах были сделаны ступеньки, переброшены мостики.
Мы ускорились. Нам тоже очень захотелось достичь монастыря, так уютно примостившегося на горном уступе и выглядывавшего из складок гор, как птенец из гнезда. Тем более что навстречу время от времени попадались люди, идущие оттуда. Расспросить мы их не могли – все они были китайцами. Я же говорила прежде, что китайцы очень любят путешествовать по своей стране.
Мы уже перешли на противоположный склон и забирались все выше. И казалось, что за очередным поворотом покажется крыша монастыря. Но - увы! – за перегибом открывался новый участок тропы, уходящий вверх по скалам.
Все растянулись, каждый шел поодиночке. И тут Леня стал кричать, что нужно возвращаться, что у нас заказан обед, потом по программе Храм Белой Лошади и переезд в Лоян.
Было жаль поворачивать вспять, но, действительно, до монастыря еще оставалось далеко, и никто нам его не обещал. Собственно, и так впечатлений от этой горной прогулки было выше крыши. Даже так: выше крыши того – недостигнутого высокогорного – монастыря. Мы побывали в таком восхитительном месте, что путь к священной горе Суншань остался для меня одним из самых ярких воспоминаний от поездки.
Монастырский обед был мало того, что вегетарианский, но еще и крайне скудный и невкусный. Группа наша (16 человек) делилась обычно на две части, так чтобы разместиться за круглым вертящимся столом с закусками.
Поели каких-то непонятных овощей, обданных кипятком. Салатов из свежих овощей в Китае нет, все овощи и травы предварительно обваривают кипятком. Обещали еще некие «манты», и мы, наевшись травы, ждали их заинтригованно и с большим нетерпением. Внесли блюдо с круглыми белыми плюшками, которые на вкус напоминали чешские кнедлики и представляли собой несоленые куски вареного теста. Даже набегавшись по горам и нагуляв аппетит, мы не смогли в себя запихнуть такой мант-кнедлик.
Видимо, до нас хотели донести, что в таком месте надлежит питать организм более тонкими материями, а не потакать примитивным потребностям тела.
Ссылка на первоисточник: http://lenaburova.ru/east/201203China/6Loyan.htm
Комментариев нет:
Отправить комментарий